Федерализм и демократия
Государственный строй
Политические партии
Вооруженные силы
Швейцария как международный центр
Федерализм и демократия. Основные принципы швейцарской конституции 1874 – федерализм и демократия. Статья 3-я конституции гарантирует 20 кантонам и 6 полукантонам, на которые разделена Швейцария, все права самоуправления, за исключением тех, которые являются прерогативой федерального правительства. К ним относятся объявление войны и заключение мира, подписание международных договоров и вступление в союзы, учебная подготовка, материальное обеспечение вооруженных сил и руководство ими, регулирование внешней торговли. Федеральное правительство и власти кантонов имеют право устанавливать налоги. Кроме того, федеральное правительство осуществляет контроль над средствами связи, высшим образованием и трудом.

Принятие принципа федерализма сыграло существенную роль в соединении весьма разнородных государств-кантонов в первое общешвейцарское союзное государство в 1848. Со временем федеральное правительство стало более активно влиять на все аспекты жизни страны. Тем не менее швейцарцы по-прежнему чувствуют сильную привязанность к родным кантонам и их традициям.

Швейцарская демократия, политическая система, находящая в последнее время все больше сторонников за рубежом, своими корнями уходит в глубокое прошлое - к архаической сельской общине. И в наши дни в кантонах Аппенцелль (Аусерроден и Иннерро-ден), Гларус и Унтервальден (Обвальден и Нидвальден) прямо под открытым небом по старинке собираются жители, имеющие право голоса, чтобы выбрать своих представителей в органы управления и совместно решить насущные дела. Этот пример наглядно показывает, насколько отличается швейцарская демократия от всех прочих. Все граждане могут непосредственно влиять на любые дела на уровне общины, кантона и даже конфедерации (выборы, референдумы, инициативы). Это обеспечивает стабильность государственной власти и не позволяет политикам злоупотреблять своими полномочиями.

До 1971 Швейцария была одной из немногих стран мира, где женщины не имели избирательного права на общенациональном уровне. В феврале 1971 мужской электорат одобрил поправку к конституции, предоставлявшую женщинам страны право голосовать и быть избранными на федеральных выборах. На уровне кантонов предоставление избирательных прав женщинам затянулось: в немецкоязычном полукантоне Аппенцелль-Иннерроден женщины, наконец, получили право голоса только в 1991.

В избирательные права швейцарская конституция включает и обязательное проведение референдумов по всем поправкам к конституции, народные инициативы по выдвижению таких поправок и законодательные референдумы по поводу некоторых законов и договоров. Те же самые права, часто в соединении с законодательной инициативой, действуют на кантональном и местном уровнях. Кроме того, в некоторых кантонах сохранилась прямая демократия в форме общего собрания жителей (Landsgemeinde): это система прямого участия всех избирателей кантона или местности в утверждении некоторых законов и выборах официальных лиц. После референдума, проведенного в марте 1991, возрастной ценз на федеральных выборах был понижен с 20 до 18 лет.

Государственный строй. Главные органы Швейцарской Конфедерации – федеральный совет, федеральное собрание и федеральный суд. Исполнительным органом является федеральный совет из семи членов, избираемых парламентом сроком на четыре года. Единственное формальное ограничение по составу этого органа состоит в том, что от каждого кантона может быть избран только один депутат. Однако фактически состав совета строго ограничивается традициями: например, в нем обязательно должны быть представлены основные географические районы страны и две из языковых групп (франко- и италоязычная). С 1959 состав совета по возможности отражал влияние главных политических партий. Каждый год один из членов совета избирается президентом Швейцарии, но эта должность не облечена особыми властными полномочиями.

Законодательный орган Швейцарии – федеральное собрание – состоит из двух палат: совета кантонов, в который избираются по два представителя от каждого кантона и по одному от каждого полукантона, и национального совета из 200 депутатов, избираемых пропорционально численности населения кантонов. Собрание избирается сроком на четыре года. Оно обладает обычными законодательными полномочиями, однако некоторые законы должны быть одобрены всенародным референдумом.

Федеральный суд Швейцарии находится в Лозанне, остальные главные правительственные органы – в Берне. Федеральный суд выполняет функции верховного суда страны, хотя и не может объявлять федеральные законы неконституционными. Федеральных судов низшей инстанции нет, поскольку суды кантонов отвечают за применение федеральных законов на низших уровнях. В состав федерального суда входят 26–28 судей и 11–13 присяжных, заседающих в отдельных помещениях в зависимости от характера рассматриваемого дела. Члены суда избираются федеральным собранием сроком на шесть лет.

На уровне кантонов исполнительная власть осуществляется государственным или правительственным советом, в составе которого от 5 до 11 членов во главе с президентом (Landmann). Члены совета избираются населением кантонов сроком на 4 года (кроме Фрибурга, Аппенцелля-Ауссерродена и Аппенцелля-Иннерродена) и в некоторых небольших кантонах работают на общественных началах. В большинстве кантонов имеется единый законодательный орган – большой совет, земельный совет, или совет кантона, также избираемый сроком на четыре года. Юридические органы кантона представлены судами двух или трех уровней в зависимости от размеров кантона. Бoльшая часть местных особенностей швейцарского правосудия была ликвидирована с введением единого общенационального кодекса гражданского, торгового и уголовного права в 1942.

Политические партии. В Швейцарии сложилась многопартийная система. На правом крыле стоит Христианско-демократическая народная партия (в прошлом – Консервативная социально-христианская или Консервативно-католическая). Свою основную задачу она видит в защите учения и институтов Римско-католической церкви и в отстаивании прав кантонов. Левый фланг занимает Социал-демократическая (или Социалистическая) партия, которая выступает за широкие социальные реформы, включая более широкое участие государства в экономической жизни страны, но при соблюдении партнерства между государством и частным предпринимательством. В центре политического спектра находится Радикально-демократическая партия Швейцарии. Она была действительно радикальной по стандартам 19 в., когда определяла политику страны. В современных условиях эта партия стала относительно консервативной.

Каждая из трех партий удерживает примерно пятую часть всех мест в национальном совете. Такое соотношение сил сохраняется от выборов к выборам, что обеспечивает Швейцарии политическое согласие и стабильность. С 1959 каждая из этих партий имеет по два из семи мест в Федеральном совете, а оставшееся место занимает представитель самой крупной из прочих партий – Швейцарской народной партии (в прошлом – Партии крестьян, ремесленников и бюргеров). Среди других небольших партий: «Зеленые», Союз независимых, Либеральная партия и Партия свободы (бывшая Партия автомобилистов). Последняя, образованная в 1985, защищает права водителей автомашин и выступает за ограничение иммиграции.

Вооруженные силы Швейцарии основаны на системе национальной милиции. Военная служба – всеобщая и обязательная для всех мужчин в возрасте от 20 до 50 лет, с периодическими сборами. В середине 1990-х годов в случае полной мобилизации армия Швейцарии насчитывала бы 625 тыс. человек. Военно-воздушный флот страны состоит из 250 боевых единиц. Среди профессиональных военнослужащих нет солдат: имеется 1600 офицеров и сержантов, выполняющих функции инструкторов.

Швейцария как международный центр. Швейцария придерживается традиционной политики нейтралитета и потому не вступает в ООН. Однако она принимает участие в работе всех специализированных организаций ООН; в Женеве расположены штаб-квартиры Всемирной торговой организации, Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Международного союза телекоммуникаций, Всемирной метеорологической организации и Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Другие организации, имеющие основную резиденцию в Швейцарии, – Всемирный совет церквей и Международный Красный Крест, основанный швейцарцем Анри Дюнаном.

Считать ли 6 декабря 1992 г. черным днем в новейшей истории Швейцарии? Разумеется, речь идет о важнейшей для конфедерации дате, когда в ходе обсуждения законодательной инициативы швейцарцы высказались против вступления страны в ЕЭС. На общенациональном референдуме более 50.3% граждан проголосовало против присоединения страны к единому европейскому экономическому пространству. Еще разительнее оказались результаты выборов в Совет кантонов. Здесь против вступления в ЕЭС высказались 16 кантонов, тогда как "за" - всего 7. Сухие цифры, которые не упрекнешь в предвзятости, показывают большие различия между городами и сельской местностью. Так, в Базеле за вступление в ЕЭС высказались 16% жителей, а в кантоне Ури против такого вступления проголосовали 74% избирателей. Еще заметнее разница между двумя крупнейшими языковыми общинами. В то время как все германоязычные кантоны, за исключением Базеля, выступили против, вся западная Швейцария проголосовала за вступление в ЕЭС, причем в Невшателе число голосов "за" составило 80%. Конечно, проще всего было бы свести все дело к пресловутым "отеческим гробам", к различиям в менталитете германоязычных и франкоязычных швейцарцев. На самом деле проблема гораздо глубже. В то время как в древнейшем ядре конфедерации, традиционно пользующемся перевесом в Совете кантонов, преобладает менталитет "хозяина в собственном доме". В крупных экономических центрах заметно выше стремление к сближению с соседями. К тому же соседство с Францией, в отличие от Германии, не вызывает у жителей запада страны никаких оборонительных рефлексов. Какие последствия для Швейцарии, и прежде всего для ее экспорта и туризма будет иметь эта изоляция от ЕС, куда входит добрая половина Европы, покажет будущее.

Назад

Используются технологии uCoz