Княжество Лихтенштейн – конституционная монархия. Глава государства – князь. Законодательная власть принадлежит князю и ландтагу (парламенту), который состоит из 25 депутатов, избираемых на четыре года путем прямых выборов по системе пропорционального представительства. Избирательное право предоставлено всем гражданам, достигшим 20-летнего возраста (женщины его получили только в 1984). Председателем становится лидер партии, получившей большинство голосов в ландтаге, а его заместителем – лидер партии, получившей меньшее число голосов. Исполнительной властью наделено правительство, которое избирается ландтагом на срок его полномочий и утверждается князем. Оно состоит из главы правительства (члена партии, победившей на выборах в ландтаг), его заместителя и трех правительственных советников. Все они выполняют функции министров.

Князь Франц Иосиф II, правивший с 1938, передал управление государством своему наследнику принцу Хансу Адаму II в 1984, хотя официально последний вступил на престол после смерти отца в ноябре 1989. В середине 1990-х годов возникли значительные разногласия юридического и административного характера между князем и ландтагом. Однако, когда князь выразил готовность отречься от престола, ландтаг единодушно проголосовал за сохранение монархии (1996). Интересы Лихтенштейна за границей представляет Швейцария. Обе страны состоят в таможенном союзе. В Лихтенштейне нет собственной армии после ее роспуска в 1868 и объявления постоянного нейтралитета страны. В настоящее время вопросы обороны Лихтенштейна находятся в компетенции Швейцарии.

Высшие органы судебной власти – Верховный суд и Высший суд.

По преданию, в 300 св. Лука обратил в христианство жителей этого района, находившегося под властью римлян. Франки вторглись в страну в 536. Позже, при Карле Великом, с поста губернатора был смещен епископ, и на эту должность стали назначать светских правителей. Район находился под властью Каролингов до 911, когда Германская империя распалась на большие и малые герцогства. В пределах герцогства Швабия на территории нынешнего Лихтенштейна находились феодальные владения Шелленберг и Вадуц, вошедшие затем в состав Священной Римской империи. В 1507 император Максимилиан предоставил Вадуцу особые права и привилегии, включая суверенитет и сбор налогов. Эти права были переданы австрийскому семейству Лихтенштейнов. В 1699 Шелленберг, а в 1712 Вадуц были проданы князю Лихтенштейнскому. В 1719 обе территории были объединены в одно княжество. С этой датой связывают образование государства Лихтенштейн. С 1815 по 1866 Лихтенштейн входил в состав Германского союза, причем в 1860 Лихтенштейны стали наследственными членами верхней палаты австрийского парламента, а в 1866, при Иоганне II Лихтенштейне (1840–1929), княжество обрело независимость. В австро-прусской войне 1866 Лихтенштейн выступал в качестве союзника Австрии, с 1876 по 1918 имел тесные связи с Австро-Венгрией.

После Первой мировой войны Лихтенштейн расторг договор с Австрией и переориентировался на Швейцарию: в 1921 было подписано соглашение о торговле и почтовой службе, в 1924 заключен таможенный союз. С тех пор в Лихтенштейне находятся в обращении швейцарские деньги (1 швейцарский франк = 100 сантимам). Собственных денежных знаков Лихтенштейн не имеет. С 1919 Швейцария представляет дипломатические и консульские интересы Лихтенштейна за рубежом.

Во время Второй мировой войны княжество соблюдало нейтралитет. В 1990 Лихтенштейн вступил в ООН, в 1991 – в Европейскую ассоциацию свободной торговли.

Общественная и политическая жизнь Лихтенштейна регламентирована конституцией, принятой 5 октября 1921 и дополненной поправками 1938, 1939, 1965 и 1990. В стране действуют три партии – Прогрессивная бюргерская партия (ПБП), Отечественный союз (ОС) и Свободный список (СС). На последних выборах в ландтаг 11 февраля 2001 одержала победу ПБП (13 мест), а ОС получил 11 мест. Согласно конституции, правительство страны состоит из членов победившей партии. На предыдущих выборах 1997 оно было сформировано ОС.

С 1992 в Лихтенштейне продолжается «конституционный спор» между князем Хансом Адамом II и парламентско-правительственными кругами. Монарх возражал против попыток ограничить его полномочия выполнением чисто символических функций и угрожал в этом случае «перенести свое место жительство в Вену». В 1992 после разногласий с правительством по вопросу о соглашении с Европейским экономическим пространством князь попытался распустить парламент и управлять с помощью княжеских декретов. Это стремление встретило сопротивление и породило споры о реформе конституции. В 1995 председатель Конституционного суда Бернхард Вилле заявил, что именно этот орган должен разбирать конституционный спор при возникновении разногласий между князем, правительством и парламентом. После этого князь отказался утвердить повторное избрание Вилле членом суда. В октябре 1999 Европейский суд удовлетворил жалобу Вилле и обвинил князя в нарушении конвенции о правах человека, приговорив Лихтенштейн к штрафу в размере 10 тысяч швейцарских франков и уплате компенсации Вилле в размере 91 тысячи швейцарских франков.

В феврале 2000 князь огласил новые предложения по реформе конституции, согласившись в принципе на роль главы государства без политической власти, на отказ от права назначать государственных чиновников и не утверждать судей. Князь выразил готовность признать за населением право на вынесение вотума недоверия князю и даже на ликвидацию монархии.

После выборов в 2001, на которых победила Прогрессивная бюргерская партия (консервативная), правительство возглавил в апреле лидер этой партии Отмар Хаслер. Либеральная партия Отечественный союз ушла в оппозицию.

Назад

Используются технологии uCoz